Новогодняя комета Лавджоя C/2014 Q2

Комета c/2014 q2 лавджоя – все о космосе

Хороший новогодний подарок ждет в этом году всех любителей астрономических наблюдений. К новому 2015 году комета под названием Лавджоя C/2014 Q2 достигнет видимой величины, что сделает ее доступной для наблюдения даже невооруженным глазом.

Комета Лавджоя была открыта 17 августа 2014 года в Австралии с помощью 0,2-метрового телескопа Шмидта — Кассегрена. Ее первооткрывателем стал Терри Лавджой, который уже не раз радовал нас открытиями комет и благодаря этому прославился. Как и всегда, комету назвали в честь него. Комета впервые была зарегистрирована Терри в в южном созвездии Кормы.

7 января 2015 года комета пролетит в 0,469 а.е. от Земли. Она пересечёт небесный экватор уже 9 января 2015 года, став объектом для наблюдений из Северного полушария, а 30 января 2015 года достигнет перигелия. Расстояние кометы до Солнца в этот момент будет составлять 1,29 а.е.

Сначала С/2014 Q2 будет двигаться по созвездию Голубя, а после перейдет в созвездие Зайца. Астрономы смогут увидеть  с самого начала наблюдений (конец декабря)достаточно близко к горизонту на юге. А в январе 2015 года ожидается, что ее звездная величина приблизиться к значению 6.

К этому времени комета перекочует в созвездие Эридана.

Стоит заметить, что до момента вхождения кометы С/2014 Q2 в планетарный регион ее орбитальный период составлял около тринадцати с половиной тысяч лет. С момента же, когда данный небесный объект выйдет за пределы планетарного региона, прогнозируемый орбитальный период может составить уже 9 тысяч лет.

Астрономы говорят, что что наклон ее орбиты необычайно велик и составляет примерно 80 градусов, таким образом, комета движется практически под прямым углом к плоскости эклиптики. Но из-за недостаточного времени наблюдения ученые не могут с точностью сказать обо всех характеристиках ее орбиты.

На сегодняшний день комета была снята лишь на несколько мощных телескопов, фотографии с которых были представлены выше. А так же существуют несколько примерных графиков ее движения в декабре и январе:

Сейчас никто с точностью не может сказать, как будет двигаться комета, какова будет ее максимальная звездная величина и через сколько тысячелетий она вернется к Солнцу. Нам остается только ждать, держа наготове телескопы, бинокли и прочие астрономические приспособления, чтобы все увидеть своими глазами. Удачных всем наблюдений!

А сразу после того, как комета вновь скроется от наших глаз, я постараюсь создать объемный обзор наблюдений, куда помещу самые красивые и запомнившиеся снимки Лавджои из разных уголков мира.

Комета C/2014 Q2 (Lovejoy) прошла на фоне звездного скопления М 79

Комета c/2014 q2 лавджоя – все о космосе

Меню сайтаКатегорииНовые статьиНовое на форуме

• Душа. Что это и существует ли она?
  • Гравитация (часть 2)
  • Фотографии
  • Ошибки и проблемы
  • Марс
  • Построение Вселенной
  • Верующий или нет?
  • Смысл жизни
  • Интересные ролики с НЛО
  • Что надо инопланетянам на Земле?
  • Опрос

Главная » 2014 » Декабрь » 29 » Комета C/2014 Q2 (Lovejoy) прошла на фоне звездного скопления М 79

Вчера, 28 декабря, состоялось красивое астрономическое событие – соединение кометы C/2014 Q2 (Lovejoy) со звездным скоплением М 79.В астрономии соединением называется положение небесных тел на небесной сфере, при котором они относительно близки друг к другу. При этом, расстояние между объектами может быть различным. “Соединяться” могут либо тела нашей Солнечной системы между собой, либо с объектами дальнего космоса (галактиками, туманностями, скоплениями и др.).Комета C/2014 Q2 (Lovejoy) была открыта австралийским астрономом-любителем Терри Лавджем 17 августа 2014 года. На его счету это уже пятая “небесная странница”. Свой перигелий (ближайшую точку орбиты к Солнцу) она пройдет 30 января 2015 года.На сегодняшний день звездная величина объекта превышает 5m и по мере приближения к Солнцу будет постепенно увеличиваться. Таким образом, её можно рассмотреть невооруженным глазом. Более уверенно C/2014 Q2 покажет себя в бинокли и любительские телескопы. Найти небесную странницу можно в созвездии Зайца. В поисках вам поможет карта, составленная российским любителем астрономии Федором Шаровым.М 79 представляет собой шаровое скопление, расположенное на расстоянии 41 000 световых лет от нашей планеты в созвездии Зайца. Было обнаружено 26 октября 1780 года французским астрономом Пьером Мешеном. По сравнению с кометой М 79 не такой яркий объект: его звездная величина составляет около 8,56m. Тем не менее, скопление является неплохим объектом для наблюдений в любительские телескопы.

Профиль

Среда 01.08.2018

04:40

Интересное

Поиск по сайту

Новости космоса на главной странице Яндекса.

Добавьте наш виджет, кликнув по картинке, и будьте всегда в курсе последних событий.

Архив новостей

Чат Пульсар

Статистика

Онлайн всего: 8

Гостей: 8

Пользователей:

[ Кто нас сегодня посетил ]

Новогодняя комета Лавджоя | Лаборатория космических исследований

Условия наблюдений кометы Lovejoy С/2014 Q2 в Ульяновске

В первых числах января комета появилась над восточным горизонтом Ульяновска. Ее наблюдениям мешала яркая Луна, достигшая 4 января фазы полнолуния. (В это же время Земля проходит перигелий своей орбиты, именно зимой, а не летом, Земля подходит ближе всего к Солнцу.

) С каждым днем Луна восходит все позже, а фаза ее уменьшается, поэтому фон неба становится темнее, условия наблюдений улучшаются.

Вечером 7 января комета будет находиться невысоко над юго-восточным горизонтом правее звезды Ригель, самой яркой звезды созвездия Ориона. В это время комета подойдет к Земле на минимальное расстояние – на 0.5 астрономических единиц.

Суточным движением все звезды и комета каждую ночь будут постепенно подниматься над горизонтом и одновременно смещаться к югу, затем постепенно спускаться к западу, так что условия наблюдений улучшаются к полуночи.

Из рассмотрения звездной карты нужно сделать два важных вывода:

из-за большого расстояния от Земли комета смещается по небу довольно медленно, поэтому при наблюдениях она будет казаться неподвижной, но за несколько вечеров наблюдений ее перемещение будет заметно. 18 января комета пройдет южнее звездного скопления Плеяд. Период видимости продлится примерно 12 – 14 дней, затем она приблизится к Солнцу.

из таблички, помещенной в нижнем правом углу карты, видно, что,чем звезда ярче, тем меньшим числом оценивается ее «звездная величина». Этот термин определяет не размер, а яркость объекта, так исторически сложилась шкала. Предсказанная наибольшая яркость кометы соответствует 4 звездной величине.

Найдя на табличке звездочку 4 звездной величины, можно представить ожидаемую наибольшую яркость кометы, при этом нужно учесть, что комета немного слабее звезды, так как ее яркость относится не к точке, как у звезды, а «размазана» по поверхности кометы.

Если невооруженным глазом видны звезды 4 звездной величины (сравнить с картой), то можно увидеть и комету.

Еще один практический совет. Перед поиском кометы бинокль или телескоп нужно тщательно отфокусировать по звездам, чтобы изображения были точечными.

Комета будет выглядеть размытым пятнышком, возможно, будет заметен хвост.

Для наблюдений необходимо найти темное место без фонарей, но иметь с собой неяркий фонарик, чтобы сравнивать звездное небо со звездной картой.

В эти же вечера можно наблюдать Юпитер в его лучшем виде, так как он находится в противостоянии по отношению к Солнцу.

Примерно 22 января вскоре после захода солнца можно увидеть над юго-западным горизонтом Марс в виде красной звезды, яркую Венеру, еле заметный у горизонта Меркурий и узенький серп молодой Луны. Ульяновск на 2 градуса южнее Москвы, поэтому наблюдаемая картина будет видна немного выше над горизонтом.

Что наблюдать: комета C/2014 Q2 Lovejoy в январе 2015 года

Комета c/2014 q2 лавджоя – все о космосе

Хорошая ли у вас в городе погода? Наступил 2015 год, и вместе с ним на небосводе средних и северных широт появилась комета Лавджоя (официальное имя C/2014 Q2 Lovejoy).

Это, безусловно, яркое событие для всех любителей астрономии — комета является прекрасной целью для обладателей биноклей и небольших телескопов.

Более того, за городом в течение всего месяца ее можно будет увидеть на небе даже невооруженным глазом!

Название кометы наверняка может показаться знакомым. Многие помнят, как три года назад новогодняя комета Лавджоя (ее официальное имя C/2011 W3 Lovejoy) спаслась после тесного сближения с Солнцем и на несколько дней заблистала на небе южного полушария Земли.

Роскошные снимки той кометы были опубликованы на нашем сайте.

В конце 2013 года на фоне драматического полета кометы ISON, которая развалилась и исчезла при аналогичном сближении с Солнцем, другая «хвостатая гостья», носящая имя Лавджоя, пусть не так ярко, но радовала своим полетом любителей астрономии.

C/2014 Q2 — пятая комета, названная в честь первооткрывателя Терри Лавджоя (Terry Lovejoy).

В последние годы австралийский любитель астрономии превратился в настоящего охотника за кометами! И надо сказать, что за непродолжительное время Лавджой сумел заработать репутацию необыкновенно везучего охотника, — в его сети раз за разом попадаются яркие, заметные кометы. Комета C/2014 Q2 одна из них. Ее блеск достиг 5m в конце декабря и продолжает расти!

C/2014 Q2 была открыта 17 августа 2014 года в виде крошечного туманного пятнышка в созвездии Парусов. Блеск ее не превышал 17-й звездной величины. Такие тусклые объекты проявляются только на фотографиях, сделанных с большой экспозицией, — визуально наблюдать их невозможно ни в один любительский телескоп.

В отличие от многих других телескопических комет, C/2014 Q2 быстро набирала блеск, сближаясь с Землей и с Солнцем, и к началу зимы стала видимой в небольшие телескопы. На фотографиях, сделанных во середине декабря, C/2014 Q2 начала демонстрировать роскошный ионный хвост длиной в несколько лунных диаметров и яркую зеленоватую кому.

Однако для нас, жителей средних широт, ее час еще не пробил: комета летела по южным созвездиям и была видна низко над горизонтом только на юге России.

Поисковая карта кометы C/2014 Q2 Lovejoy, на которой указан путь кометы на фоне звезд в течение января 2015 года. Засечки показывают положение кометы в конкретную дату. Источник: Sky&Telescope

Все изменилось с началом 2015 года. Сейчас комета Лавджоя стремительно взбирается на нашем небосклоне, ежедневно смещаясь на несколько градусов к северу.

В отличие от большинства ярких комет, которые видны только на рассвете или на закате, наблюдение C/2014 Q2 Lovejoy весьма комфортно, ведь комета появляется на небе вечером и видна большую часть ночи.

Для поиска воспользуйтесь картой, на которой нанесен путь кометы C/2014 Q2 Lovejoy в январе 2015 года.

Поиск кометы начинайте с созвездия Ориона. Это, пожалуй, самое заметное созвездие на зимнем небе.

Его рисунок составляют 7 звезд, две из которых – красная Бетельгейзе и голубоватый Ригель – одни из самых ярких звезд на небе, а еще три, вытянувшись в компактную линию, составляют астеризм Пояс Ориона.

С наступлением сумерек созвездие Ориона восходит на востоке, поздним вечером кульминирует на юге, ранним утром заходит на западе.

Созвездие Ориона на январском небе вечером. Рисунок: Stellarium

В период со 2 по 9 января комета Лавджоя движется по созвездию Эридана, которое примыкает к Ориону справа. В этот период хвостатую странницу следует искать примерно в 15° западнее (правее) звезды Ригель. Заметим, что в период с 3 по 7 января наблюдениям кометы будет довольно сильно мешать Луна, которая 5 января достигнет фазы полнолуния.

Впрочем, если в вашем распоряжении имеется хороший бинокль, даже в этот период найти комету среди звезд не составит труда. Внешне C/2014 Q2 Lovejoy выглядит как большой туманный комок света диаметром около 15-30 угловых минут в зависимости от засветки и атмосферных условий (30′ это размер полной Луны на нашем небе!). В центре комка имеется сгущение.

Туманный шар — это голова или ко́ма кометы, газовая оболочка, окружающая кометное ядро. Сгущение в центре — псевдоядро, наиболее плотные слои атмосферы, окружающие крошечное, невидимое ядро кометы. Внешне комета похожа на шаровое звездное скопление очень большого размера.

Длинный тонкий хвост C/2014 Q2 Lovejoy не так ярок; чтобы увидеть его, нужно прозрачное и темное небо.

Примерно так комета C/2014 Q2 Lovejoy выглядит в небольшой бинокль в городе. Данный снимок получен через окуляр телескопа NexStar 8SE с помощью Iphone. Andrew Symes

В телескоп вы, вероятно, заметите зеленоватое свечение кометы. Сравните небесную странницу со звездами фона. Цвет звезд никогда не бывает зеленым, кроме редких случаев оптической иллюзии в тесных парах двойных звезд. За цвет кометы отвечают ионы углерода, которые светятся под действием солнечного ветра.

Прекрасное видео кометы представил астрофотограф Фил Харт! На нем вы можете видеть как комета Лавджоя удаляется от шарового звездного скопления М79. В 11-ти секундах видео запечатлено 3 часа жизни кометы.

Comet C/2014 Q2 Lovejoy 29th December from Phil Hart on Vimeo.

По-настоящему темное небо вернется 7 января вечером, до восхода Луны. В тот же день комета пройдет на кратчайшем расстоянии от Земли – 0,47 а. е. (70 миллионов км). После этого начнется лучшее время для ее наблюдения.

Несмотря на то что после 7 января комета будет удаляться от Земли, ожидается, что ее яркость еще какое-то время будет расти.

Это произойдет потому, что комета по-прежнему будет приближаться к Солнцу! Перигелий C/2014 Q2 Lovejoy пройдет 30 января 2015 года; расстояние до Солнца составит 1,29 а. е.

9 января C/2014 Q2 Lovejoy пересекает границу созвездия Тельца. В эти дни блеск кометы достигнет предположительно 4,3m, а Луна в фазе последней четверти сместится значительно к востоку и в вечерние часы не будет мешать наблюдениям. К середине месяца комета Лавджоя будет отчетливо видна за городом невооруженным глазом, и станет прекрасным объектом для начинающих астрофотографов.

Если у вас есть зеркальная камера и штатив, попробуйте снять комету самостоятельно! Для этого закрепите фотоаппарат неподвижно на штативе, наведите его на комету, ориентируясь по карте или предварительно обнаружив ее в бинокль, вручную сфокусируйте камеру (на бесконечность) и выставьте экспозицию 10-30 секунд.

Поэкспериментируйте, сделав несколько кадров с разной экспозицией. Имейте в виду, что на снимках с экспозицией свыше 30 секунд комета и звезды предстанут в виде черточек, так как сместятся из-за вращения Земли.

Чтобы они оставались в виде точек, вам придется воспользоваться штативом на экваториальной монтировке с механизмом слежения.

Комета Лавджоя и шаровое звездное скопление М79 в созвездии Зайца. Съемка велась на 250-мм телескопе камерой Nikon D600, экспозиция/чувствительность: 30 сек, ISO 6400. Место съемки: штат Нью-Мексико, США. Glen Wurden

Разумеется, чтобы получить фотографии кометы премиум-класса, нужно гораздо большее: достаточно дорогое оборудование, необходимый софт для обработки изображений, и, разумеется, опыт. Вот как выглядит комета на снимке мастера астрофотографии Геральда Реманна (Gerald Rhemann) из Австрии. Снимок был сделан 23 декабря прошлого года на 12-дюймовом телескопе в Намибии.

Комета C/2014 Q2 Lovejoy 23 декабря 2014 года. В этот день комета имела голову размером с полную Луну и изогнутый хвост длиной в 6 градусов! © Gerald Rhemann

Поднимаясь все выше в небе, комета Лавджоя 16 января вступает в созвездие Овна, а 25 января – в созвездие Треугольника. Период ее видимости в это время составит около 8 часов после захода Солнца. Закончит месяц комета вблизи яркой звезды гамма Андромеды. Все это время блеск кометы будет держаться вблизи 4-й звездной величины!

Комета C/2014 Q2 (Lovejoy) ярчает

Комета c/2014 q2 лавджоя – все о космосе

Я уже рассказывал о комете C/2014 Q2 (Lovejoy) и о моей первой попытке её наблюдения. Вчера у нас дали небо, поэтому я сходил на очередное наблюдение. Идти на хорошую площадку, учитывая грязь, мне было лень, однако я нашёл вполне неплохую точку буквально в двух минутах от дома. Во всяком случае фонарей там нет.

Небо было хорошее и безлунное; после хорошей темновой адаптации я различал звёзды до 4,6-4,8 звёздной величины. И — таки да! Комета видна невооружённым глазом (разумеется, если знать, где её искать). Её яркость заметно меньше +4 зв. вел.

— я оценил бы её примерно в +3,2 (сравнивал с яркостью окрестных звёзд на обзорном фото и с туманностью Андромеды; яркость последней составляет +3,4 зв. вел., тогда как комета показалась мне чуть более яркой и насыщенной. Под катом имеется несколько не слишком удачных, но всё же хоть каких-то фото.

Над катом — общий вид (на деревья и провод не обращайте внимания, они делу не мешают). Комета вполне заметна. Найдёте? 🙂

А теперь — схема. Зелёный контур слева за деревьями — Орион. Красными отрезками я обозначил звёзды созвездия Телец, по которым я искал комету (красным кружком обведена ярчайшая звезда Тельца Альдебаран).

Сверху синим кружком обозначена приметная компактная россыпь звёзд средней яркости, образующих звёздное скопление Плеяды. А сама комета находится на перекрестье двух жёлтых отрезков. Даже на таком обзорном фото при старании можно отличить её от звёзд.

Она отличается зеленоватым цветом и небольшой размытостью.
    —1—

Общий вид на комету с фокусом в 105 мм. Комета чуть правее и ниже центра.
    —2—

Ещё один кадр с фокусом в 105 мм. и более высокими значениями ISO. Невероятно, но факт — слегка-слегка заметен хвостик кометы (он направлен влево и чуть вверх).
    —3—

А вот общий вид чуть крупнее, с фокусом в 200 мм.
    —4—

Ещё один общий вид, фокус 200 мм. Тоже проглядывается намёк на хвостик.
    —5—

Вырез (кроп) в 1000 пикселей по ширине. Зерно, конечно, очень сильно видно, да и сама фотка недостаточно резкая, но общее представление о коме (оболочке) кометы получить можно.
    —6—

Вдоволь нафотографировавшись, я всё же сходил за телескопом и посмотрел на комету с увеличением в 40 раз (более крупные увеличения ничего толкового не показали, так как всё делалось на очень скорую руку).

Согласно прогнозам, комета находится сейчас в максимуме своего блеска, так что спешите видеть! Будем следить за ней и наблюдать, что с ней произойдёт ещё позже :).

Лучшие астрономические фотографии 2015 года

Восшествие ангелов

Убежав от черного медведя, американский фотограф забрался на вершину горы и сделал этот снимок. На небе видны звезды Млечного пути и яркий след метеора. Белые огни на склоне горы (стратовулкана Рейнир, штат Вашингтон) — это фонарики альпинистов.

Северное сияние (панорама)

Зеленые огни северного сияния танцуют в небе над фьордом Люнген (губерния Тромс, Норвегия), указывая на форму магнитного поля Земли над водами Норвежского моря. Характерный для таких явлений зеленый цвет возникает благодаря взаимодействию частиц в верхних слоях атмосферы с солнечным ветром.

Комета C/2014 Q2 (Лавджоя)

C/2014 Q2 — это уже пятая комета, открытая австралийским астрономом-любителем Терри Лавджоем. В конце 2014-го и начале 2015 года ее можно было увидеть в бинокль (или даже невооруженным глазом) в небе Земли. Сине-зеленый цвет кометы связан с двухатомным газом, сгорающим по мере ее перемещения. Ее хвост фрагментирован под влиянием солнечного ветра.

Спокойствие перед бурей

Редкое зрелище природного светового шоу: буря над морем и сверкающие звезды Млечного Пути. Снимок сделан у озера Эйр в южной Австралии. Фотографу пришлось использовать градиентный фильтр (и перевернуть его вверх ногами), чтобы сбалансировать выдержку на разных участках снимка, — так ему удалось подчеркнуть красоту нашей галактики.

Великая туманность Эта Киля

В центре туманности Эты Киля, среди облаков пыли и газа, располагается одна из крупнейших звезд галактики, также называемая Эта Киля. Она примерно в 100 раз массивнее и в миллион раз ярче Солнца.

Полная луна над Альпами

Снимок был сделан с холма Суперга под Турином (Италия) за несколько минут до рассвета.

Сердце лагуны

Туманность Лагуна в созвездии Стрельца была открыта сицилийским астрономом Джованни Годиерна не позднее 1654 года. Хотя она находится на расстоянии пяти тысяч световых лет от Земли, это одна из немногих туманностей, которые можно рассмотреть на ночном небе невооруженным глазом (в северных широтах).

Луна и Антелао

Луна над горой Антелао (Доломитовые Альпы, Италия). Покрытый снегом склон горы и естественный спутник Земли очень похожи друг на друга, особенно на фоне ярко-синего полуденного неба. Фотограф сравнил объекты на своем снимке со снежком, катящимся по склону.

IC443

IC443, или туманность Медузы в созвездии Близнецов — это остаток сверхновой, взорвавшейся сравнительно недавно: от 30 до 3000 лет назад.

Звездные следы

Звездные следы над озером Грин (Калифорния). Эти объекты очень любят астрофотографы: они получаются благодаря длительной выдержке и вращению Земли вокруг своей оси.

Туманность Ориона

Туманность Ориона — один из известнейших и заметных на небе Земли объектов дальнего космоса. Расположена она в облаке Ориона, наряду с другими любимцами астрофотографов: туманностью Конская Голова, Петлей Барнарда и туманностью Бегущий Человек (в левой части снимка). Розовые и оранжевые оттенки в завитках туманности создает горячий водород.

Холм Мотинд

Motind © Rune Engebo Холм Мотинд Норвежский фотограф за свою жизнь наверняка видел немало северных сияний, но 21 января 2015 года его глазам открылось невиданное буйство красок. Атомы кислорода над пиками острова Сенья дали зеленые оттенки, а азота — фиолетовые.

Розетка

Округлая туманность Розетка располагается на краю молекулярного облака в созвездии Единорога. Горячие молодые звезды в центре туманности нагрели окружающий их газ примерно до шести миллионов кельвинов, что дало мощное рентгеновское излучение. Фотограф пропустил снимки через узкополосные фильтры, что дало на выходе яркие синие и оранжевые цвета.

Протуберанец

Отраженное небо

Восхищенный астроном-любитель будто «купается» в звездах, когда ночное небо отражается на тонком слое воды, покрывающем Уюни (Боливия) — крупнейший солончак в мире.

Край северного сияния

Редкое зрелище — полярное сияние красного цвета, вызванное ионизацией кислорода. Снимок сделан около Йеллоунайфа (Канада).

Шлем Тора

За свои очертания туманность NGC 2359 удостоилась названия Шлем Тора. Необычной формой она обязана звезде типа Вольфа-Райе (горячему гиганту на грани превращения в сверхновую), ветер от которой раздувает межзвездное вещество.

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

C/2014 Q2 (Lovejoy)

diimaxx

Итак, событие текущего сезона – комета C/2014 Q2 (Lovejoy).
    6 января. Опять возвращаюсь к предыдущим новостям, где писал о тестах Ньютона. Во время тестов мимолётом сфотографировал комету на пережатую оптику.

Съемка велась конечно в неблагоприятных условиях – пережатая оптика, поднимающаяся Луна, низкий угол съемки, тепловые потоки от домов, атмосфера и прочее. Но даже тут проявился хвост, еле заметный, но всё же ХВОСТ)))

13 января. Вроде как тоже пообещали погодку на пару часов. Луна уже не мешается.

Так как прогнозы сомнительные, решил фотографировать около дома. Оборудование всё установлено, надо только включить ноутбук, откорректироваться по звездам и можно снимать. Но погода оказалась капризной. Гид звезды видит кое-как скозь дымку и проплывающие облака.

Ставлю на фотографирование по 3 минуты, гид теряет звезду под облаками, останавливаю съемку, жду когда будет просвет и опять фотографирую. Таким мазохизмом за час полтора отснял 6 кадров по 3 минуты :). Да и то всё можно посылать в помойку – хвост на таких мутных снимках не прорисовался.

19 января. Уже за 2 дня был известно, что дадут погоду. Условия идеальные – Луны нету, на улице жара (-15град.). Но в понедельник стало ясно, что ближе к 9 вечера всё затянет. Работаю до 18 часов, пока переоденусь, доеду до места, установлюсь, будет уже около 20 часов – по всей видимости не успеваю.

Решил отпроситься с работы на полдня в счет будущего отпуска. На место приехал в 15 часов – Костя уже был там. Чуть позже подъехал Дима Марченко, Вася и Витя. В этот раз снимал на объектив 50мм f/1.8 c зажатой дыркой на f/4.0. По мере потемнения неба увеличивал выдержки съемки, чтоб гистограмма заполнялась на 2/3. Начал с одной минуты и закончил пятью минутами.

Этой ночью можно сказать было событие – хвост кометы как раз пробивал Плеяды)))) Как точно нам повезло с временем съемки. Сегодня только начну обрабатывать снимки. В целом нафотографировал 47 кадров с выдержками 2-5 минут. И как по часам в 20:30 всё небо заволокло облаками.

Пока снимал дарки, небо начало очищаться, но судя по прогнозам, это было кратковременно, к тому же сильная дымка всё равно бы не дала продолжить фотосъемку.

Три ночи мучений и смог таки научиться объединять комету со звездным полем. Приведу алгоритм действий рекомендованный Vladimir_A:
    Откалиброванные и дебайрезированные кадры сперва складываем “по звездам”: StarAligment, затем ImageIntegration. Затем складываем “по комете”: ComrtAligment ImageIntegration.

Затем чистим кадр с кометой от остатков звезд (я это делал с помощью HistogramTransformation и CloneStamp), а кадр со звездами чистим от кометы (здесь я сделал дубликат кадра, затем маску на мелкие звезды, затем крупные звезды притушил до яркости мелких MorfologicalTransformation, затем, убрав маску, “затушил” звезды окончательно.

Потом HistogramTransformation, чтобы убрать циррусы (межзвездную пыль). Ну и затем, получившуюся комету вычел из кадра со звездами). В конце чистый кадр с кометой складываем с чистым кадром со звездами (PixelMath).CloneStamp работает как штамп, за минут пять можно понять, как он работает.

Ctrl -ом выделяешь темную область и накладываешь её на оставшиеся звезды на сложенном кадре по комете, в итоге получаешь более-менее однородное поле вокруг кометы. Аналогично убрал комету со звездного поля, не стал мучаться с притушением звезд. Дальше уже действовал по нижеприведенному ролику:

com/pixinsight/pixinsight%20video%20files/2013%20pix%20vids/cometstack2/cometstack2.mp4

Только опять действовал немного по своему, наоборот описанному в видео. Маской выделил сложенную комету, эту маску наложил на звездное поле, и прибавил туда кадр с кометой – фон немного испортился, но зато комета встала как влитая.

Кстати складывать по комете лучше в Пиксе – он убирает практически все треки звезд со снимка. Ириска же оставляй все треки, и избавиться от них очень сложно.

Также успели отнаблюдать комету в Васин Добсон 12″. Как везде и пишут – комета сопоставима по яркости с Туманностью Андромедой. Комета выглядит большой, яркой, с одной стороны можно рассмотреть кому. Если подвигать телескоп, можно хорошо увидеть хвост кометы – это заметно за счет более темного космоса по периметру хвоста. Также можно заметить прожилки в хвосте, но мне был сложно их идентифицировать в полном объеме. Поездка удалась 🙂

|

diimaxx

Вчера пообещали ясную погоду до часу ночи. Всё хотел с утра, или в обед съездить за трубой и погрузить в машину чтоб остывала, но так и не решился. Монти была уже в машине. Отпрашиваться с работы уже не стал, но так получилось, что обед “перенес” на конец рабочего дня и в 17 часов смог уже смыться. В 18:20 уже был на месте, начал ракладываться. В это время уже фотографировали комету Костя и Паша, Дима позже подъехал. За полчаса настроился, навелся на нужный объект (IC5146 Кокон), но труба еще не успела остыть – звезды буквально на полэкрана)))) (все фото выложу позже). Ну ладно, думаю пойду рассеянки поснимаю “для вида”. И началось… на объекты наводиться перестал, трубу уводит куда-то мимо, в Стеллариуме видно, как его колбасит в разные стороны при попытке навестись на объекты – какая чушь началась. Мороз за бортом -30град. Возможно что-то подмерзло, стопорные тормоза может не выполняют своей роли и дают пробуксовывать осям при наведение. Так и не смог разобраться что к чему. По несколько раз заходил в машину греться и пытался решить проблему. В итоге мой объект уже начал заходить за деревья. Плюнул и перешел на противоположную полусферу небосвода – фотографировать галактики во Льве и Веронике. И тут, о чудо – всё заработало без проблем. К этому времени труба уже как раз остыла и в 21:00 начал только фотографировать. 2,5 часа кувыркания на морозе – это жесть. Паша к этому времени уже начал собираться уезжать – как понял он был одет не по погоде 😀 Но главное что хотел отфотографировал. Как только комета зашла за деревья, Костя тоже собрался и уехал. Остались только мы с Димой, у которого вроде как тоже дело пошло. Но без косяка никуда – моя бывшая TSAPO65Q пережала оптику на таком морозе и звезды получались не совсем красивые.
    Звезды у меня получались идеально кругленькими, что грело душу, но очень пухлые – или атмосфера влияла, или корректор MPCC-2 распушил звезды, или оптика кривая. Снимок к тому же еще получается мутный – как будто сквозь дымку снимаю. Но придется смириться с этим – всё же лучше, чем было вначале, с пережатой вторичкой)))Ближе к часу ночи стало ясно, что погода портиться не хочет – а так хотелось поехать домой, в теплую постельку поспать – в машине не получается уснуть. Фотографировал до 3:30 – столько объектов еще хотел поснимать, но понимал что надо хотя бы пару часов вздремнуть дома. Навскидку уже начал фотографировать по одному кадру – очень понравился шаровик М3 – на весь кадр размерами, но времени уделить ей побольше времени уже не было. Полтора часа еще снимал калибровочные. Доехал до птичника, разгрузился и в 6:00 лег спать – пару часов успел таки отоспаться)
    NGC 2841
    Levenhuk Ra 200N f5, Сanon 450Da, EQ6 Synscan, MPCC-2, 14×600″, 1600ISO.

NGC 3193, NGC 3189, NGC 3190, NGC 3187, NGC 3185
    Levenhuk Ra 200N f5, Сanon 450Da, EQ6 Synscan, MPCC-2, 10×600″, 1600ISO.

M3
    Levenhuk Ra 200N f5, Сanon 450Da, EQ6 Synscan, MPCC-2, 1×300″, 1600ISO.

M53
    Levenhuk Ra 200N f5, Сanon 450Da, EQ6 Synscan, MPCC-2, 1×300″, 1600ISO.

NGC3162
    Levenhuk Ra 200N f5, Сanon 450Da, EQ6 Synscan, MPCC-2, 2×300″, 1600ISO.

Новогодние космические подарки

Комета c/2014 q2 лавджоя – все о космосе

Всего две с небольшим недели осталось но Нового Года, а интересные космические события 2014 года всё не кончаются. Метеорный дождь, три ракетных пуска и внезапная комета – на какие числа ставить напоминания?

Фото пользователя Dolph1n Астрофорума.

Будут: 9-16 декабря, максимум 14 декабря.

Вот прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Если у вас чистое небо, отвлекитесь хотя бы на несколько минут, посмотрите один из самых мощных метеорных потоков года.

Кстати, смотреть именно на радиант нет необходимости – найдите место потемнее, подождите несколько минут, чтобы глаза адаптировались к темноте и видели менее яркие метеоры, и смотрите просто в небо – метеоры могут вспыхивать с любой стороны света.

А тем, у кого небо закрыто облаками можно:
    Ещё можно следить за онлайн обновлением активности на сайте Международной метеорной организации:
    Что любопытно, Геминиды долго смущали астрономов, потому что они были сравнительно медленными, и не находилась комета, которая “мусорила” бы на своей орбите.

Только в 1983 году, анализируя данные с космического инфракрасного телескопа IRAS, нашли астероид Фаэтон, который когда-то давно был кометой, но, приближаясь к Солнцу в два раза ближе орбиты Меркурия, испарил весь лёд и теперь рассыпает по орбите только пыль.

Будет: 18 декабря, с 06:30 до 10:30 МСК.

Индия планирует одним амбициозным пуском убить сразу двух зайцев: испытать новую ракету-носитель GSLV MkIII и возвращаемую капсулу для пилотируемого аппарата.

Новая ракета Geosynchronous Satellite Launch Vehicle Mk III по дизайну очень напоминает американские “Титаны” -III и -IV и сможет выводить до 10 тонн на низкую орбиту и 4-5 тонн на геопереходную орбиту.

Первые две ступени в сборе.
    Третья ступень.
    Транспортировка из МИКа на стартовый стол.Облик будущего индийского корабля пока достоверно неизвестен, разные источники его рисуют по-разному:Но внешний вид спускаемого аппарата уже ясен:Аппарат установлен на ракету теплозащитным щитом вперед. Это “вверх ногами” от нормального положения в реальных полётах, но такой вариант не требует переворота после отделения.Пуск планируется суборбитальным, с приводнением спускаемого аппарата:Ещё можно посмотреть видео (на каком-то местном языке):

Будет: 19 декабря, 21:20 МСК.

Очередной пуск грузового корабля Dragon к МКС будет особенным – первая ступень ракеты Falcon попытается мягко сесть на баржу. В истории космонавтики подобных посадок ещё не было. И фанатам Маска и скептикам, думаю, будет интересно смотреть, что там получится.

Тем более, что после переноса с 16 декабря время стало более удобным для жителей Урала и Западной Сибири.

Фото баржи, на которую планируют посадку:Верхней части первой ступени с аэродинамическими рулями:Схема полёта:

Можно поиграть в милую игрушку “посади первую ступень”.

А за обратным отсчетом следить можно тут.

Будет: 22-28 декабря.

В первой половине ноября произошёл вывоз “Ангары” на стартовый комплекс с тренировочной заправкой, электрическими и прочими испытаниями. Транспортировка ракеты обратно в МИК произошла в ожидаемые сроки, что косвенно свидетельствует об отсутствии серьезных проблем при подготовке к первому пуску.

Первоначально пуск ожидался в районе 25 декабря, но стартовое окно было расширено до 22-28 декабря. Если не возникнет непредвиденных осложнений, то это будет очень редкий для космонавтики случай сдвига сроков “влево”.Вывоз ракеты на стартовый комплекс может произойти уже 15 декабря, следите за новостями.

В отличие от легкой “Ангары”, испытательный пуск которой изначально планировался суборбитальным, в этом случае будет полная имитация выведения спутника на геостационарную орбиту. Вместо спутника будет габаритно-весовой макет, но все остальные элементы вплоть до разгонного блока “Бриз-М” будут штатными.

“Ангара А5” станет нашей самой тяжелой ракетой-носителем, на низкую околоземную орбиту она сможет вывести ~25 тонн, это на 3 тонны больше “Протона-М”.Отдельно стоит отметить уникальность конструкции – сборки из пяти универсальных ракетных модулей в истории космонавтики ещё не летали.

Она ещё маленькая, но скоро вырастет.

Источник фото.

Будет видима с конца декабря, лучшие условия для наблюдения – новогодние каникулы.

Обнаруженная всего полгода назад комета внезапно порадует нас в новогодние каникулы. Несмотря на то, что её перигелий находится между орбитами Земли и Марса, прогнозируемый максимум яркости выше видимого невооруженным глазом (источник – cometbase.net):

Сейчас комета находится в южной части неба, но уже в новогоднюю ночь будет недалеко от созвездия Ориона (источник – heavens-above.com):

В отличие от кометы ISON, которая так нас подвела, развалившись за Солнцем год назад, эта комета не имеет шансов стать кометой века, но зато гарантированно не развалится.

Кроме ресурса heavens-above.com точное местоположение кометы можно импортировать в Stellarium:

• Общие настройки (F2) – Плагины – Редактор Солнечной системы (поставить галочку “загрузить при запуске”).
  • Настройки плагина (кнопка “настроить”) – вкладка “Солнечная система” – импорт объектов в формате MPC.
  • В появившемся окне выбрать тип “кометы”, выбрать источник “MPC's list of observable comets”, нажать кнопку “получить элементы орбит”.
  • В появившемся окне найти “C/2014 Q2 (Lovejoy)”, поставить галочку в списке и нажать кнопку “Добавить объекты”.
  • После этого комета легко находится поиском по Ctrl-F.
  • При подготовке обзора использовались:P.S. В отличие от метеорных потоков, пуски ракет могут быть перенесены на более поздние сроки, рекомендую следить за новостями.

Интересно? .