Как выбрать цепь для велосипеда?

Цепь для велосипеда представляет собой сложное устройство и требует особого ухода. Необходимо знать, какие бывают виды цепей, когда возникает необходимость в замене данного изделия или его части, как увеличить срок службы и выбрать ту, которая подойдет тому или иному велосипеду.

Виды цепей для велосипеда
Виды цепей

Появление и конструкция цепи

Модель велосипеда с цепным приводом появилась в 1870 году. Популярность изделие набрало только к концу 19 века, когда в массовое производство выпустили каленую сталь. До этого времени цепь на велосипед изготавливалась из ненадежных материалов, что не давало возможности сделать звенья для работы под большой и нестабильной нагрузкой.

К началу 20 века велосипеды имели тот же вид, который они имеют сейчас. Отличие заключалось только в том, что в то время они были односкоростными.

Цепь представляет собой последовательно соединенные шарнирами звенья. Она нужна для передачи крутящего момента. Коэффициент полезного действия может достигать 98%. Вследствие большого разнообразия возникла необходимость их систематизации. Для этого разработали стандарты с требованиями к конструкции и базовым параметрам.

Зубчатая цепь для велосипеда
Зубчатая цепь

Типы цепей

Существуют следующие велоцепи:

  • роликовые;
  • зубчатые;
  • втулочные.

Первый тип предусматривает внутри звеньев небольшие ролики. Этот вид считается самым износоустойчивым, но редко используется, поскольку его производство связано с большими материальными затратами.

Зубчатый тип пришел из промышленного производства и используется в тестовых образцах байков.

Большая часть изделий на рынке втулочного вида. В данной конструкции через звено проходит прямая втулка, которая последовательно соединяет элементы.

Цепь со втулкой - конструкция
Цепь со втулкой

По способу соединений различают следующие виды:

  • обычные;
  • халфлинк (half link), или полузвенья.

Первый метод предусматривает крепление через один элемент. Он является оптимальным для обычного вождения велосипеда. Второй вид представляет собой последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Данный вид легче ремонтировать, он лучше переносит нагрузки. Недостатком является быстрый износ из-за удлинения.

Для каждого вида производители создают специальные размыкающиеся звенья, или замки, благодаря которым можно снять изделие с велосипеда. Сколько звеньев цепи в данном образце предусмотрено, точно сказать невозможно. Каждый изготовитель старается делать что-то прогрессивное, поэтому не существует единого стандарта.

Роликовый тип цепи
Роликовый тип

Данный элемент велосипеда также классифицируют по длине и ширине звеньев. Последний параметр определяет, на велосипеде со сколькими скоростями будет использоваться изделие. Если на байке 7-8 передач, то используется широкая, которая считается стандартной. На 9-скоростном применяют более узкие изделия, часто их изготавливают под определенные модели. На модели с 10 и более передачами ставят узкие цепи, которые используются только с похожими звездами.

Рекомендуется ставить изделия только на предназначенные для них велосипеды. В противном случае может произойти поломка.

Износ цепи

Износом цепи велосипеда называют ее удлинение вследствие растачивания пинами или осями своих посадочных мест. На каждом звене расстояние составляет менее 1 мм, что в совокупности дает большое значение. В связи с этим изделие не может правильно лечь на звезды и нормально функционировать.

Со временем профиль звезды начинает подстраиваться под образовавшиеся посадочные места звеньев. Изделие еще больше растягивается и начинает срываться, перескакивать на другие шестеренки или прокручиваться. Если долгое время ничего не предпринимать, то замена цепи не решит проблему, поскольку посадочные места на звездах уже расточены под предыдущее изделие.

Износ велосипедной цепи
Износ цепи

Металл быстро приходит в негодность, если на него не наносить смазывающее вещество. Оно обеспечивает плавных ход и меньшее трение между звеньями и зубьями звезд. Можно использовать специальную или обычную смазку.

Определение износа

Стандартный ресурс составляет 1000-1500 км. Дальнейшее использование будет вредить зубьям звезд. Однако километраж не является точным показателем износа. Чтобы измерить износ звеньев, необходимо приобрести специальный калибр.

Также можно использовать штангенциркуль. Необходимо измерить внутреннее расстояние между звеньями. Если оно в диапазоне 119-120,6 мм, то изделие считается исправным. Значение 120,6-120,9 мм говорит о том, что нужно заменить цепь. Когда показатель более 121 мм, значит начался процесс деформации зубьев звезд.

Три цепи

Согласно данному правилу необходимо приобрести 3 одинаковых комплекта. Количество звеньев в каждой из них должно быть равным. Их по очереди меняют через 500 км, чтобы равномерно распределить износ.

Как выбрать цепь для велосипеда?

Делать выбор цепи нужно в соответствии с характеристиками велосипеда. Если есть возможность, следует очистить старое изделие и узнать производителя и модель. Важным показателем является ширина, она должна соответствовать набору звезд. Длина цепи на велосипеде также подбирается в соответствии с количеством скоростей.

Adblock detector